Проект «Дюна»: чего ждать от фильма Дени Вильнёва
В конце прошлого года производственная компания Legendary приобрела права на экранизацию романа Фрэнка Герберта «Дюна» и сразу же объявила о готовящейся экранизации. Спустя пару месяцев стало известно, что фильм поставит режиссёр Дени Вильнёв, и фанаты возликовали.
Пожалуй, за последние годы не было человека, который подавал такие же надежды на поприще научно-фантастического кино. После атмосферных триллеров «Убийца» и «Пленницы» Вильнёв задал новый стандарт жанра Sci-Fi картиной «Прибытие». Фильм рассказывает о попытках учёных наладить контакт с прибывшими на Землю пришельцами, и представляет собой эталонную научную фантастику с ударением на первое слово конструкции. В настоящий момент кинодел заканчивает работу над «Бегущим по лезвию 2049», трейлер которого уже покорил сердца фанатов, и совсем скоро начнёт работу над «Дюной» по сценарию оскароносного Эрика Рота («Форест Гамп», «Загадочная история Бенджамина Баттона»).
Роман Фрэнка Герберта вышел в далёком 1965 году и сразу стал хитом. Фанаты научной фантастики восхваляли его за умный сюжет, логично выстроенный мир и хитросплетения интриг. «Дюна» увлекала своим повествованием, погружала читателя в пучину философских размышлений и рисовала невероятную, но реалистичную картину далёкого будущего. Книга оказала огромное влияние на весь жанр, и влияние это вышло далеко за рамки литературы. Так, например, Джордж Лукас вдохновлялся произведением Герберта при создании «Звёздных Войн», а образ песчаных червей неоднократно воплощался в фильмах и видеоиграх.
Читайте также: внешние носители информации
Редакция GS пытается разобраться, чего ожидать от грядущей экранизации одного из величайших научно-фантастических романов.
О книге
Сюжет книги повествует о борьбе за власть в мире, где главная ценность — пряность под названием «меланж». Благородный герцог Лето Атрейдес по приказу падишаха-императора прибывает на планету Арракис, также известную как Дюна. Пустынный Арракис — единственное место во всей галактике, где добывается пряность. Дому Атрейдесов предстоит сменить на посту дом Харконненов, который долгое время заведовал добычей ценного ресурса. Меланж при всей его универсальности (пряность можно даже употреблять в пищу) преимущественно служит основой для межзвёздных путешествий, питая корабли Космической Гильдии. Именно поэтому контроль за его добычей заметно усиливает позиции любого причастного.
Муад’Диб — песчаный зверёк, в честь которого Пол получил своё фременское имя.
Вместе с Лето прибывает и его семья: пятнадцатилетний сын Пол и мать мальчика, наложница по имени Джессика. Она — член ордена Бин Джессерит. Столетиями сёстры ордена плетут интриги, помогая заключать выгодные аристократии браки, однако интересы их лежат не только и не столько в области политики. Основной целью генетических программ Бин Джессерит является выведение идеального сверхчеловека — Квисатц Хадераха. Существа, которое обладает даром предвидения и может заглядывать в генетическую память своих предков. И именно в Поле они видят этот потенциал.
Прибыв на Арракис, герои становятся жертвами заговора Императора, боящегося растущего влияния герцога Лето, и Харконненов, издавна презирающих Атрейдесов и жаждущих мести за былые обиды.
Читайте также: Что такое антивирус и как его выбрать
Полу и его матери удаётся скрыться и получить убежище у фременов, вольного народа Дюны, живущего в пустыне. С этого момента события книги принимают иной оборот. Мальчик учится использовать силу голоса и сверхъестественные способности, которыми владеет его мать, он быстро взрослеет, зарабатывая репутацию среди фременов, и в итоге становится во главе восстания против тирании Харконненов.
Вторая половина книги полна странностей. Здесь и жесткий образ жизни народа песков, и сложная мораль, полная оттенков серого, и, конечно, видения, являющиеся Полу.
Бюджет
Межзвёздные путешествия, гигантские черви Шай-Хулуды, видения и галлюцинации Пола, масштабные сражения… Всё это Дени Вильнёву предстоит так или иначе продемонстрировать на экране, а значит и бюджет у картины должен быть немалый.
Предыдущие экранизации — гротескная «Дюна» Дэвида Линча 1984 года выпуска и два мини-сериала начала нулевых, — страдали от острой нехватки денег. И если для фильма это была не самая большая проблема, то для сериалов, снятых довольно близко к первоисточнику, бюджетность стала камнем преткновения.
Арракин — столица Дюны.
Сразу после приобретения прав на экранизацию представители Legendary заявили, что планируют построить целый франчайз, нечто вроде киновселенной. Учитывая линейное повествование, нас, вероятно, ждёт не паутина из разрозненных фильмов на манер Marvel, а нечто в духе саги о Гарри Поттере и её приквелов. Это значит, что права на ошибку у студийных боссов нет. Один провальный фильм и на серии можно ставить крест.
Читайте также: тест интернета через командную строку — ping
Верность оригиналу
За последние месяцы пресса широко растиражировала тот факт, что Дени Вильнёв является огромным фанатом книги. В любом другом случае можно бы махнуть рукой — мало ли постановщиков признаются в любви к первоисточнику из маркетинговых соображений? Но это не тот случай. Вильнёв с придыханием говорил о «Дюне» задолго до приобретения прав на книгу студией Legendary. Он фактически сам стал инициатором сделанного предложения.
«Я долго ждал шанса поставить научную фантастику. „2001: Космическая Одиссея“ очень впечатлила меня в подростковом возрасте. Ещё был „Бегущий по лезвию“. И „Близкие контакты третьей степени“ тоже в числе моих фаворитов. Я всегда ищу сильный материал [в жанре] Sci-Fi, который рассказывал бы не только о пушках. Моя давняя мечта — адаптировать „Дюну“, но процесс приобретения прав долог, и я не думаю, что преуспею. Также я хотел бы и сам написать сценарий. У меня есть два научно-фантастических проекта, оба на ранних стадиях. Про них ещё рановато говорить».
Через несколько месяцев после того, как Вильнёв произнёс эти слова в интервью , Legendary купили права, а спустя ещё пару месяцев Дени получил предложение, от которого невозможно отказаться.
Режиссёр прочёл книгу ещё будучи подростком и мечтал снять фильм всю свою жизнь. Вряд ли кто-то станет спорить, что Вильнёв как никто другой заинтересован в точной адаптации произведения Герберта.
Пол Атрейдес
Говоря о предыдущих экранизациях, нельзя обойти стороной кастинг на роль главного героя, Пола Атрейдеса.
Читайте также: ТОП 10: обзор лучших смартфонов Huawei (Хуавей) на 2018 год
Что ни говори, а ни одну из предыдущих версий нельзя назвать удачной. Возраст мальчика — а Полу на момент начала событий книги было всего 15 лет, — является одним из важнейших элементов повествования. «Дюна» рассказывает историю не по годам серьёзного и умного юноши, которому приходится очень быстро взрослеть. Пол становится свидетелем падения своего дома, а затем, волею матери, использующей легенды фременов для выживания, мессией целого народа. Он учится сверхъестественным техникам, владению холодным оружием, а впоследствии очень рано совершает первое убийство. Всё это находит отражение в характере героя, и потому важно сохранить возраст Пола нетронутым.
Дэвид Линч взял на роль юного Атрейдеса Кайла МакЛаклена, и это мог быть идеальный выбор, будь актёр лет на пять моложе. Статный и темноволосый, с волевыми чертами лица и гордо вздёрнутым подбородком — таким Пол должен был стать в будущем. Нам же показали зрелого человека, который всё ещё находится под родительским крылом.
Кайл Маклаклен в роли Пола Атрейдеса.
Аналогичная ситуация сложилась и вокруг образа Пола, созданного Алеком Ньюманом. Авторы мини-сериала подошли к преображению героя старательно: актёра гладко выбрили, по-мальчишеский подстригли и причесали, чтобы затем изменить до неузнаваемости. Но даже этого не хватило для того, чтобы зритель поверил взрослому мужчине, беспрекословно повинующемуся матери и периодически демонстрирующему излишнюю инфантильность.
Пол Атрейдес в исполнении Алека Ньюмана: до становления и после.
Читайте также: как установить винду 7 с диска packord bell
Чтобы сохранить целостность повествования и правильно передать образ героя, возраст актёра не должен сильно превышать возраст книжного Пола. Это один из тех элементов книги, которые обязательно необходимо сохранить, не повторив ошибку предыдущих экранизаций.
Музыка далёкого будущего
«Дюна» повествует о будущем настолько далёком, что названия современных стран не имеют там никакого значения. Это мир чуждый нашему, вышедший далеко за пределы Земли, которая в книге даже не упоминается, а потому и музыка нужна под стать ему: чуждая, тревожная и вязкая как смола.
Саундтрек для четырёх последних работ Вильнёва написал исландский композитор Йохан Йоханнссон, который — и мы в этом абсолютно уверены, — продолжит плодотворное сотрудничество с режиссёром. Йоханнссон создаёт очень атмосферное звучание, мастерски комбинируя классические виолончели и электронный «эмбиент» в сочетании с глубокими бассами. В результате при просмотре фильма сложно отделить картинку от музыки, а способностью добиваться столь мощного эффекта в современном кинематографе может похвастаться не каждый.
Так чего же ждать?
Без преувеличения можно сказать, что фанатам «Дюны» повезло. Экранизацию их любимого произведения снимет один из самых талантливых режиссёров современности, который не просто выполняет контракт, а исполняет заветную мечту. Более того, фильм готовится на производственных мощностях студии Legendary, среди работ которой числятся самые экспериментальные блокбастеры последних лет: «Интерстеллар», «Хранители», «Начало», «Грань Будущего» и другие картины, в прокатном потенциале которых многие студийные боссы могли бы усомниться.
Читайте также: Что делать, если в ноутбуке не видно весь обьем диска
Это даёт нам надежду на то, что студия не станет упрощать экранизацию или пытаться загнать её в рамки классического летнего развлечения.
А если мы вас не убедили, то просто дождитесь «Бегущего по лезвию 2049» или пересмотрите «Прибытие».